Здравствуйте, житель Ижевска!
Просим Вас принять участие в опросе «Способы оплаты отопления: опрос-2018»
Если по какой то причине вы не хотите этого делать, нажмите "Закрыть".
ПРОЙТИ ОПРОС
ЗАКРЫТЬ

Перерасчет сделают по-новому

Главная » Новости » Перерасчет сделают по-новому

Новый федеральный закон уточнил правила перерасчета за некачественные коммунальные услуги

О новых поправках в Жилищный кодекс РФ рассказал Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», член Общественной палаты России.

 

Контроль за качеством предоставляемых коммунальных услуг и их оплатой является одним из основных направлений деятельности советов многоквартирных домов. 27 октября 2020 года был принят федеральный закон, изменивший правила перерасчета за некачественные коммунальные услуги. 7 ноября вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые внесли ясность по поводу перерасчетов платы за некачественные коммунальные услуги и за предоставление их с перерывами, а также устранили сомнения в том, кто должен производить перерасчет (исполнитель услуги). Еще ими отменен штраф в пользу потребителей за некачественные услуги, но возможность соразмерного уменьшения платы за такую услугу в законодательстве осталась.

Для справки: полное название закона – Федеральный закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157-2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований».

 

Перерасчет делает исполнитель услуги

В Удмуртии с 2013 года активно внедряются прямые договоры на коммунальные услуги, когда потребители платят напрямую поставщикам услуг. В этом случае потребителям приходится взаимодействовать и с управляющей компанией или ТСЖ (они отвечают за надлежащее содержание внутридомовых систем), и с поставщиком услуги (осуществляет начисление платы).

Как отметил Александр Евсеев, при такой схеме возникали вопросы, кто же отвечает за качество предоставленных услуг – ненормативную температуру воздуха в квартире, грязную воду или перерывы в подаче электроэнергии. Ранее это должен был делать виновник подобных ситуаций, которого зачастую приходилось искать потребителю совместно с надзорными органами. Новый закон установил, что при прямых договорах перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги для потребителя производит ресурсоснабжающая организация. В свою очередь, если причиной нарушения качества услуг явилось ненадлежащее содержание внутридомовых сетей, она может потребовать возмещения расходов с управляющей организации или ТСЖ.

Для примера: исполнителем услуги по отоплению является ресурсоснабжающая организация, но в квартире потребителя холодно не потому, что она подает в батареи плохо нагретый теплоноситель, а потому, что управляющая организация не подготовила дом к зиме, не провела промывку батарей или не может избавиться от воздуха в них.  В этом случае перерасчет обязана сделать ресурсоснабжающая организация, которая затем будет вправе взыскать свои издержки с управляющей компании.

 

Штраф отменен, но штрафы остались

Новый закон отменил штрафы в пользу потребителей за оказанные некачественные услуги. Эта правовая конструкция хотя и появилась в Жилищном кодексе РФ еще в 2016 году, но на практике фактически не применялась, потому что механизм, который должен был ее конкретизировать, так и не был разработан из-за сложности его адаптации к реальным условиям работы ЖКХ. Вместе с тем, несмотря на отсутствие специальных штрафов, потребитель по-прежнему может потребовать перерасчета платы в сторону уменьшения, если будет установлено, что коммунальная услуга оказана некачественно.

Для того, чтобы получить перерасчёт платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, необходимо официально оформить акт, фиксирующий некачественную услугу.

«Для этого потребитель в устной или письменной форме должен обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Управляющая компания должна прислать представителя, который должен зафиксировать нарушения и составить акт. По закону представитель управляющей компании или ТСЖ должен прийти не позднее 2 часов с момента обращения в аварийно-диспетчерскую службу. Если в это время никто не пришел, потребитель вправе самостоятельно составить такой акт и заверить его двумя жителями и председателем совета дома», – пояснил Александр Евсеев.

Составленный акт необходимо направить в адрес исполнителя коммунальных услуг, которые должны сделать перерасчет потребителю.

При этом в законодательстве остается штраф в пользу потребителя за неверно начисленные платежи за жилищно-коммунальные услуги. Так, если исполнитель коммунальных услуг допустит ситуацию, при которой потребителю в платежке начислят сумму больше, чем положено по закону, потребитель вправе обратиться в адрес исполнителя коммунальных услуг и требовать сделать перерасчет и выплатить в свою пользу штраф в размере 50% от незаконно начисленных сумм.

В случае, если исполнитель коммунальных услуг исправит свою ошибку до обращения потребителя или до оплаты платежки, он освобождается от уплаты такого штрафа.

10/11/2020