Удмуртская правда: Второй год в Удмуртии с твёрдыми коммунальными отходами обращаются по новым правилам и законам.
Где слабые места этой сферы, какие вопросы требуют внимания?
Подробнее об этом рассказал председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» Александр ЕВСЕЕВ. Специалисты его организации провели исследование, выявили проблемы и предложили пути их решения в рамках проекта «Защита прав граждан при проведении реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики».
Что изменилось
Услугой «Обращение с ТКО» на конец 2018 года была охвачена всего лишь четверть всей территорииУдмуртии. На остальных трёх четвертях мусор копился на несанкционированных свалках. В регионе работала только одна мусоросортировочная станция мощностью до 40 тысяч тонн в год. Также в «дореформенный» период трудно было получить какую-либо информацию о сфере обращения с ТКО, например, узнать, сколько контейнеров для сбора отходов установлено в населённых пунктах, сколько и какой техники работает на вывозе мусора, в каком состоянии находится инфраструктура, сколько отходов направлено на переработку. Единой системы обращения с ТКО тогда не существовало, поэтому и невозможно было организовать учёт всего и вся. Не было даже реестра мест накопления отходов.
С началом реформы была проведена инвентаризация сферы ТКО. Правительство Удмуртской Республики утвердило Территориальную схему по обращению с отходами. В ней были чётко определены маршруты мусоровозов, – ежедневно они ездят по всей республике, так как услугу получают жители всех населённых пунктов. Автомобили, перевозящие отходы, оснащены системой «ГЛОНАСС» или обеспечены GPS, их передвижение отслеживается в реальном времени, и данные о нём сохраняются в компьютерной программе. Эти сведения пригождаются, когда поступают жалобы потребителей на то, что не вывезли мусор. Эти и другие меры позволили увеличить количество отходов, поступивших от населения в 2019 году на полигоны, до 300 тысяч тонн. Это на 137 тысяч тонн больше, чем годом ранее.
Проблемы требуют решения
Целесообразность и своевременность реформы уже не вызывает сомнений – и в городских дворах, и на сельских улицах стало чище, ликвидируются свалки в лесах и оврагах. Но есть и проблемы. О них сообщали жители всех 25 районов республики на встречах-консультациях со специалистами Объединения советов домов УР.
Чьи вы и где будете?
Так, в настоящее время у многих муниципалитетов есть затруднения с финансированием обустройства мест, где накапливаются отходы. Особенно это касается сельских поселений в глубинке. Также непонятно, кто несёт ответственность за установку контейнеров (бункеров) в местах накопления ТКО. По закону, Региональный оператор по обращению с ТКО обязан оснащать их в рамках лишь 1% от необходимой валовой выручки. За чей счёт устанавливаются контейнеры во всех остальных случаях – законодательство не определяет.
«Это создаёт трудности в реализации реформы, поскольку установка бункеров необходима не только на этапе начала работы контейнерной площадки, но и в процессе пользования при повреждении контейнеров», – отмечает Александр Евсеев. Ещё одна проблема касается действующего СанПиНа 2.1.7.3550-19, который предписывает, что контейнерная площадка не должна находиться ближе 20 метров и дальше 100 метров от жилого дома. Но в деревнях и сёлах дома располагаются на больших земельных участках, 600-1500 квадратных метров и более. Если выдерживать нормативное расстояние, то отдельную площадку надо будет ставить на каждые 5-10 домов. Это и расточительно, и не нужно.
Не платить за пустоту
Самое большое количество жалоб в течение года поступало во все инстанции, а также на горячую линию Объединения советов домов УР, от собственников нескольких помещений – квартир, домов. В одном из них они живут, а другие пустуют, однако плата за вывоз ТКО начисляется на каждое помещение.
В Удмуртии плата за «Обращение с ТКО» формируется, исходя из объёма услуги, определяемого по нормативу на каждого проживающего в жилом помещении потребителя услуги. При этом, согласно п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии проживающих объём рассчитывается с учётом количества собственников помещения. Это не кажется справедливым, поскольку отходы образуются только по месту жительства потребителя, – получается, что во всех остальных помещениях плата взимается за воздух. Чтобы устранить несправедливость, требуется внесение изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, а именно исключение из них пункта 148 (36).
Есть ещё одна ситуация, когда людям начисляется плата «за воздух». Так, с собственников земельных участков с точкой подключения электроэнергии обязывают платить за вывоз ТКО. Несмотря на то что на участке построены хозяйственные постройки (сарай, баня, конюшня), требовать плату за эту услугу незаконно. Дело в том, что, согласно законодательству, в частности, статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твёрдыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В соответствии со статей 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартиры, часть квартиры, комната. Но на таких участках жилые помещения отсутствуют. Надзорные органы должны реагировать на обращения этой категории граждан и выносить предписания об освобождении их от платы.
Другие проблемы связаны с мусоропроводами, с раздельным сбором отходов и с другими вопросами. Их необходимо решать в интересах потребителей. В основном, они требуют совершенствования законодательства.
Результаты исследования того, как проходит реформа обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике, будут переданы в госорганы и органы местного самоуправления, станут основой для законодательных инициатив. Полный отчёт доступен на сайте Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» dom-udm.ru в разделе «Проекты»/Защита прав граждан при проведении реформы обращения с ТКО в УР (2019-2020).
Телефон для справок по вопросам ЖКХ: 56-36-09 (Объединение советов домов Удмуртской Республики).
Проект «Защита прав граждан при проведении реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики» реализуется Общественной организацией потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (предоставлен Фондом президентских грантов).