Известия Удмуртской Республики: Ещё недавно казалось, что процесс укрупнения управляющих компаний закончился, ситуация стабилизировалась, и основная масса домов перешла или переходит под крыло крупных и надёжных компаний, которые добросовестно работают в этой сфере годами и десятилетиями.
И вдруг наметился отток ряда домов в малые управляющие компании, которые пытаются обслуживать дома, имея в штате двух человек или немногим более. То есть это директор (обычно гордо именующий себя в визитках генеральным!) И бухгалтер. Остальные сотрудники привлекаются по случаю, находясь за штатом. Число таких компаний в последнее время увеличилось, сейчас их уже 64 только в Ижевске (а всего в республике около 80).
Как стать управдомом?
Как же это происходит и кому это нужно?
Тактика большинства мелких компаний понятна. Они берут пару домов или больше, если получится, успешно разваливают там дело, потом банкротятся и всплывают под новым названием, но со старым руководством. Но как это возможно сейчас? Об этом нам рассказал Александр Евсеев, председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», председатель комиссии по экологии, ЖКХ и развитию территорий Общественной палаты Удмуртской Республики:
— Сегодня не так сложно получить лицензию на управление домами. Необходимо выполнить ряд формальных требований. Например, будущий директор новоявленной УК не может иметь судимости либо числиться в реестре дисквалифицированных руководителей. Он должен пройти квалификационную аттестацию и оформиться как юридическое лицо. Затем он подаёт заявку в лицензионную комиссию, в состав которой я вхожу. Напомню, что обязательное лицензирование введено с мая 2015 года. Лицензионная комиссия на законных основаниях раз в квартал оформляет до пяти новых управляющих компаний. Не удивительно, что число их растёт, хотя некоторые заявки мы отклоняем. Отмечу, что часто то или иное юрлицо получает лицензию, но в итоге ни одного дома на управление не берёт. В этом случае через полгода лицензия у него отзывается.
Следует отметить, что совсем не обязательно априори подозревать новоиспечённые управляющие компании в мошеннических намерениях. Знаю, что многие из них имеют свои прогрессивные идеи в части управления. Смогут ли они их реализовать — это покажет время.
Неновые новые
Итак, как мы выяснили, ежеквартально появляются новые УК. Причём некоторые из них не совсем новые. Многие компании после дискредитации либо банкротства возникают под новым названием и с новым директором, в качестве которого получает лицензию подставное лицо. Намерения их понятны, но как они получают под своё руководство дома? Блиц-опрос руководителей ижевских управляющих компаний осветил в деталях этот процесс. Поскольку мнения специалистов оказались абсолютно сходными, приведём их обобщённую позицию.
Итак, на дверях подъездов появляются объявление об общем собрании. На собрании некий специалист с пачкой документов в руках «доказательно» разъясняет собравшимся, что по ряду пунктов в платёжках их «обирают», «облапошивают» и т.п. А вот если они перейдут в такую-то компанию, то там сразу будет экономия по этим позициям. Бывает, в подмётных листках приводится «достоверная информация» о том, что их действующая управляющая компания — «банкрот», «ничего не делали и делать не собираются», «жулики», «деньги ушли в Москву». Ссылаются при этом на ресурсоснабжающую компанию или на другие авторитетные организации.
Это, как правило, в малых городах и населённых пунктах. В Ижевске чаще всего идут по квартирам с подписными листами. До этого «обрабатывают» старшую по дому и членов совета дома, которые часто не обладают достаточной квалификацией и попросту доверчивые пенсионеры. Могут найти в доме неблагополучного жителя, ведущего асоциальный образ жизни, и от его лица, а иногда и при содействии совета дома, получившего за это некую сумму, «уводят» дом.
Большинство всё же проявляет благоразумие и не поддаётся на сомнительные предложения. Но кто-то и соблазняется. При этом многие жители «новообращённого» дома и не знают ничего, удивляясь потом, что в платёжной квитанции фигурирует другая управляющая компания. Удивляющимся и возмущающимся показывают строку в платёжке, по которой прошла «экономия». Откуда она взялась? Например, из размера платы за содержание дома исключают плату за аварийные работы, что недопустимо. А при возникновении аварийных ситуаций на жителей разом ложится бремя компенсации понесённых затрат. В этом случае затраты значительно выше, чем при плановой работе. Есть тут экономия? Разумеется, нет, учитывая, что часто в этих случаях привлекают недобросовестных подрядчиков, работу которых потом приходится переделывать. А часто никакие работы и вовсе не производятся. Не чистятся дороги и крыши например, что приводит к опасным последствиям для жизни и здоровья людей.
Проявим благоразумие
Резюмируя, отметим, что кроме того, чтобы печатать устрашающие листовки с недостоверной информацией, подделывать подписи жителей в протоколах общих собраний собственников и обещать золотые горы, любая управляющая компания для качественного обслуживания многоквартирных домов должна иметь не только штат квалифицированных и опытных специалистов, но и полноценную материально-техническую базу, парк спецтехники. Рейдерам же достаточно минимального уставного капитала в 10 000 рублей, крошечного офиса с компьютером и принтером для печати листовок, ну и пары-тройки сотрудников, потому как для них многоквартирный дом — это всего лишь инструмент получения наживы.
Без дворников, техничек, сантехников, электриков, диспетчеров и прочих специалистов ни одна УК не сможет обслуживать дома. Без машин, насосов, сварочных аппаратов и прочей техники это также невозможно. Поэтому надо не полениться и своими глазами увидеть специалистов и технику УК, если уж вы собираетесь туда переходить.
Стоит обратиться в свою действующую управляющую компанию и в Управление ЖКХ своего района, задать интересующие вопросы и получить необходимую информацию. Гораздо проще своевременно отреагировать и тем самым предупредить рейдерский захват вашего дома, чем впоследствии избавляться от гарантированных жилищных проблем и неминуемых финансовых потерь!
В сфере ЖКХ размер, возраст и территориальное расположение организации имеют большое значение: чем больше и старше компания, тем легче ей работать, тем пристальней за ней надзор со стороны контролирующих органов. Как правило, добросовестные управляющие компании работают на одной территории — расположенные рядом дома проще обслуживать. К таким компаниям относятся, например, ООО «УК — Ижкомцентр», ООО «УК «ЖРП №8», ООО «УК «Вест-Снаб», ООО «Ижевская управляющая компания», ООО «Аргон19» и ряд других. Коммунальным же рейдерам география не важна — они готовы взяться за любой дом, где бы он ни находился.
Вывод очевиден — не нужно поддаваться ничем не подкреплённым посулам и тем более откровенному рейдерству.
Автор: Михаил Громов
5 марта 2020