В Удмуртии, как и в других регионах России, в апреле 2020 года были законодательно введены меры поддержки потребителей услуг ЖХ на период пандемии.
До 1 января 2021 года отменены: пени и штрафы за просрочки по оплате жилищных и коммунальных услуг, взносам за капремонт; отключения коммунальных услуг за долги; поверка счетчиков, проверки УК надзорными органами. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг продлят автоматически.
Подробнее об этих мерах рассказал на апрельском онлайн-семинаре Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». Также он сделал пояснения об особенностях управления домом в режиме самоизоляции граждан, ответил на актуальные вопросы.
Должникам по услугам ЖКХ
До 1 января 2021 года введен мораторий на пени и штрафы за просрочки (по квартплате, коммунальным услугам, взносам за капремонт), а также запрещено отключать коммунальные услуги должникам.
Правительство РФ своим Постановлением №424 от 02.04.2020 приостановило до 1 января 2021 г. действие положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). В частности, подпункта «а» пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Для справки:
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424 вступило в силу 06.04.2020. Оно приостановило взыскание неустойки (штрафов, пени) при несвоевременных, а также внесенных не в полном объеме взносах на капитальный ремонт и оплате за жилое помещение, коммунальные услуги. Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) не вправе требовать уплаты неустоек, а также ограничивать коммунальные услуги в случае их неполной оплаты потребителем. При этом обязанность граждан своевременно оплачивать оказанные жилищно-коммунальные услуги сохраняется.
Александр Евсеев пояснил, что обычно, если человек не оплачивает коммунальные услуги, то в первый месяц просрочки пени на его долг не начисляются, за второй и третий месяцы пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, а начиная с четвертого месяца – 1/130. «Постановление №424 определило, что РСО и УК не будут взыскивать пени до конца 2020 года, но они смогут делать это позже, и сразу за весь период, – сказал он. Исполнители услуг имеют право обращаться в суды и взыскивать основную сумму долга и судебные расходы.
По статистике, 15-20% жителей стали меньше платить за ЖКХ после введения режима самоизоляции.
Даже двухмесячная задолженность потребителя по оплате электроснабжения и водоотведения может стать основанием для приостановки или ограничения этих услуг.
Что касается отключения коммунальных услуг, то Постановление №424 до конца 2020 года приостановило действие подпункта «а» пункта 117, пункта 119 Постановления №354. То есть исполнители услуг не смогут до конца года ограничивать потребителям за неуплату предоставление таких коммунальных услуг, как газ, электроэнергия, тепло, вода, канализации, вывоз бытовых отходов.
Александр Евсеев подчеркнул, что сроки могут измениться, в зависимости от ситуации с коронавирусом. «Но, как только сроки закончатся, такие меры в отношении должников, как отключение коммунальных услуг, начисление пени начнут снова применяться», – добавил он. – Поэтому в интересах граждан оплачивать все ЖКХ-услуги своевременно, не копя задолженности».
Владельцам индивидуальных приборов учета
Согласно Постановлению №424, гражданам, начиная с 6 апреля и до конца 2020 года, не обязательно делать поверку приборов учета в квартирах, – хотя истечение межповерочного периода является основанием признать счетчик не работающим.
См. подпункт «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг – поверка ИПУ.
Однако, по словам Александра Евсеева, если счетчик сломался или перестал показывать правильные данные, его нужно заменить. При этом первое, что следует сделать – это уведомить РСО и УК, чтобы они не посчитали потом отсутствие пломбы несанкционированным вмешательством в работу прибора. В таких случаях применяется 10-кратный норматив, и сумма, которую нужно будет заплатить потребителю за подотчетный ресурс, увеличится в десять раз.
Юридическим языком: если в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года межповерочный интервал истек, то для потребителя не будет последствий в виде обязанности заказать его поверку, а исполнитель коммунальных услуг не будет считать счетчик вышедшим из строя и производить начисления по среднему, а также применить в дальнейшем норматив потребления.
Получателям ЖКХ-субсидий
Стоит упомянуть также такую меру поддержки граждан, как автоматическое продление срока действий субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Если срок их действия истекает с 1 апреля по 1 октября, то гражданам нет необходимости обращаться с документами в соцзащиту, специалисты продлят их на следующие шесть месяцев автоматически. Конечно же, если произошли изменения, влияющие на право получать субсидию, то сообщить об этом необходимо.
Подателям жалоб на УК или РСО
Постановлением Правительства РФ №438 от 3 апреля 2020 года в отношении юрлиц и ИП приостановлены внеплановые проверки, кроме тех, что связаны с причинением вреда жизни и здоровью граждан, по согласованию с прокуратурой. То есть Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска и Жилинспекция УР не смогут проводить проверки в отношении исполнителя коммунальных услуг, РСО, УК или ТСЖ до конца 2020 года. «Нельзя сказать, что не получится решать проблемы, – сказал Александр Евсеев. – Просто будет действовать судебный порядок защиты прав граждан». Рекомендуется все общение с УК, ТСЖ и РСО проводить через ГИС ЖКХ. Она позволяет видеть всю информацию, заявления и обращения, в том числе и надзорным органам. Все вопросы, которые там задокументированы, имеют правовые последствия.
Инициаторам общих собраний собственников
Проводить общие собрания помещений в многоквартирном доме или подождать лучших времен? С таким вопросом часто обращаются потребители услуг ЖКХ на Горячую линию Объединения советов домов УР.
Минстрой РФ и Жилинспекция УР советуют воздержаться от проведения общих собраний собственников в очной форме, так как они являются массовыми мероприятиями. А, в соответствии с Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Удмуртской Республики», проведение спортивных, культурных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий запрещено. Проведение общих собраний по неотложными вопросам возможно в форме очно-заочного голосования. При этом собственники принимают участие в заочном голосовании и исключают совместное присутствие на его очной части. Также Жилинспекция УР рекомендует отказаться от проведения заочного голосования путем поквартирного обхода до снятия соответствующих ограничений.
«В протоколе будет указано, что в очном этапе участвовал только инициатор общего собрания, – разъяснил Александр Евсеев. – На заочном этапе ходить по квартирам не нужно – бюллетени можно разложить в почтовые ящики собственников, которые до определенного числа будут обязаны их заполнить и сдать в почтовый ящик инициатора собрания». Таким образом будет максимально минимизирован личный контакт между соседями, а требования законодательства не будут нарушены. Он напомнил, что удобным способом бесконтактного общения являются соцсети, мессенджеры, например, Viber. Создание чата позволяет доносить информацию до жителей быстрее, чем объявление в подъезде.
Корректировка платы за отопление
В конце первого квартала 2020 года в Ижевске и других муниципальных образованиях, где за тепло платят по 1/12, Энергосбыт или управляющие компании производят корректировку платы за отопление в прошедшем году по домам, где есть общедомовой прибор учета. С информацией о корректировке по своему дому можно ознакомиться с на сайте Энергосбыт Плюс. Главная страница/помощь и поддержка/ теплоснабжение/ корректировка платы за отопление. При расчете обратить внимание:
— теплопотери не должны закладываться в расчет платежки;
— показания общедомового прибора учета распределяются между жилыми и нежилыми помещениями;
— необходимо проверять правильность общей площади жилых и нежилых помещений, отраженной в платежке;
— порядок начисления, если в течение какого-то периода времени прибор отсутствовал (ломался, сдавался на поверку):
Из Правил предоставления коммунальных услуг: п.59(1) исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета не менее 3 месяцев отопительного периода — начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
60(1) по истечении указанного в пункте 59(1) предельного количества расчетных периодов, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается по нормативам.
«Несмотря на теплую зиму, в 15-20% случаев корректировка происходит с доначислением к имеющейся сумме, иногда со значительным. Но около 80% потребителей денежные средства будут возвращены, – рассказал Александр Евсеев. Он добавил, что собственники общего имущества в доме могут направить эти сэкономленные средства на цели текущего ремонта, капремонта, содержания жилья или на погашение предыдущих задолженностей. При этом нельзя нарушать действующее законодательство: такие решения нужно принимать на общем собрании собственников и отражать сумму в протоколе как целевой сбор.
Кто заплатит за дезинфекцию?
Жителей Удмуртии интересует, вправе ли управляющие компании требовать с них денежные средства за обработку и дезинфекцию подъездов. Глава УР Александр Бречалов ответил на этот вопрос во время прямого эфира #БречаловLive 23 апреля. «Финансовая нагрузка не ляжет на плечи жителей, – пообещал он. – Мы зарезервировали средства для управляющих компаний, чтобы компенсировать эти расходы».
Справки по телефону: 56-36-09.
1 мая 2020