В Школе грамотного потребителя изучили способы защиты прав граждан.
Способы защиты прав граждан в сфере ЖКХ изучили слушатели Школы грамотного потребителя на последнем теоретическом занятии.
30 января 2017 года прошло последнее теоретическое занятие очередной группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в городе Ижевске. На нем были разобраны такие способы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, как государственный жилищный надзор, лицензионный контроль, муниципальный контроль и другие. Занятие провела Светлана Малей, главный государственный жилищный инспектор, заместитель начальника Госжилинспекции УР.
Как рассказал Тимур Ахметвалеев, руководитель Лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в Удмуртии, в ходе занятия слушатели получили знания о полномочиях органов госжилнадзора и муниципального контроля. «У них появилось понимание, в каких случаях обращаться в Госжилинспекцию УР и в муниципальные органы», – сказал он. По его словам, эта тема очень важна для слушателей Школы, так как именно обращение в органы госжилнадзора и лицензионного и муниципального контроля является самым простым способом защиты прав потребителя услуг ЖКХ и наименее затратно по времени и средствам. Зачастую вопросы решаются уже после первого письменного обращения в ГЖИ или городскую администрацию. Тогда как иные способы защиты – например, смена одного исполнителя услуг на другого, – предполагают гораздо большую затрату сил, времени и средств.
К тому же, если речь идет об исполнителе коммунальных услуг – ресурсоснабжающей организации, такой способ защиты прав невозможен из-за отсутствия альтернативы имеющимся РСО.
В ходе занятия эксперт пояснила, какие меры принимают органы госжилнадзора и муниципального контроля в ответ на обращения граждан, дала аудитории советы, как правильно составить заявление, – его обязательной частью является описание факта нарушения прав потребителя. Также она разъяснила, чем отличаются предписания в рамках госжилнадзора от тех, что вынесены в рамках лицензионного контроля, а также рассказала, какие последствия для недобросовестного участника рынка ЖКХ они могут повлечь.
Так, за двумя невыполненными предписаниями, полученными управляющей организации в рамках лицензионного контроля, может последовать отзыв лицензии. Вместе с тем, согласно действующему законодательству, собственники имеют право проголосовать за продолжение работы со своей УК и таким образом обезопасить ее от потери лицензии на свой дом. Это говорит о том, что, несмотря на усиление административного регулирования, конечное слово в решении судьбы управляющей организации остается все же за собственниками.
По словам Светланы Малей, в случае нарушения прав собственников со стороны участников рынка услуг ЖКХ, необходимо делать попытки, чтобы разрешить ситуацию путем переговоров, и только если договориться не получается, обращаться за помощью в контролирующие органы.
Кроме того, на занятии была разобрана система административных штрафов, которые могут быть наложены на участников сферы ЖКХ в тех или иных случаях.
В конце занятия участники занятия, по традиции, воспользовались возможностью задать эксперту вопросы, касающиеся конкретных ситуаций в их домах. Также их интересовали вопросы по расчету платы за коммунальные услуги, включая отопление, по содержанию общего имущества, в том числе по формированию размера платы за него, а также вопросы обслуживания внутридомового газового оборудования.
Некоторые слушатели прямо на занятии записались на личный прием к Светлане Малей и обговорили, какие документы им нужно к нему подготовить.
«В Школе грамотного потребителя граждане учатся правильному взаимодействию с исполнителями жилищно-коммунальных услуг, представителями органов государственной власти – открыто, доверительно и с опорой на хорошее знание законов и прав граждан, чтобы вместе решать насущные вопросы в конкретных ситуациях», – подчеркнул Тимур Ахметвалеев.
По завершению теоретического курса, уже на следующей неделе, ижевская группа пройдет добровольное тестирование, и ее участникам будут вручены свидетельства о завершении обучения в Школе грамотного потребителя.
Набор в Школу грамотного потребителя продолжается. Запись — по телефону 8 (3412) 47-99-47 (Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики»).
31 января 2017