Что исправить в ЖКХ?

Представители общественности и надзорных органов обсудили проблемы в сфере ЖКХ и подвели итоги уходящего года.

В рамках Гражданского форума Удмуртской Республики состоялся Круглый стол на тему «Актуальные вопросы защиты прав граждан в сфере ЖКХ». Его модератором выступил Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», член Общественной палаты России.

«Мы рассматриваем это мероприятие в качестве площадки для обсуждения проблемных вопросов, – сказал он. – Нечасто нам доводится встречаться в таком формате, когда за одним столом собираются представители надзорных органов, общественных организаций, председатели советов домов, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов. Это позволяет им не зацикливаться на своих внутренних проблемах, вырабатывать более широкий взгляд на сферу ЖКХ. Цель таких встреч – постараться выявить общие позиции, с которых можно вместе решать проблемы на уровне города, республики, в том числе подготавливая  законодательные инициативы».

На Круглом столе Александр Евсеев анонсировал выход Аналитического отчета о проблемах, волнующих собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах города Ижевска. Отчет составлен по итогам социально-значимого проекта «ЖКХ в онлайне», реализованном в 2021 году Объединением советов домов УР при поддержке Администрации г. Ижевска. С ним можно ознакомиться на сайте организации по ссылке: https://dom-udm.ru/proekt/zhkh-v-onlajne-2021/

Из отчета: В 2021 году в адрес Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, работающего на базе Объединения советов домов Удмуртии, поступило 1093 обращений жителей. В ТОП-3 тем, которые волнуют жителей, вошли следующие вопросы:

-начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. С вопросами начисления сталкивается каждый человек, который является потребителем услуг ЖКХ, поэтому это наиболее популярный вопрос;

— взаимодействие с управляющими компаниями и ТСЖ. К этой категории относятся вопросы по отчетности управляющих организаций и ТСЖ, недовольство деятельностью, вопросы смены управляющей компании;

— вопросы проведения капитального ремонта. Наиболее частый вопрос в этой категории – это условия участия в программе энергоэффективного капитального ремонта, качество проведения работ по капитальному ремонту, проблема обеспечения доступа в квартиры при проведении работ.

 

По наиболее актуальным вопросам Объединение советов домов выработало свои предложения для представления в органы государственного управления и местного самоуправления, в законодательные органы. Например, при проведении работ в рамках общего счета регионального оператора необходимо принять в Удмуртской Республике документ, регламентирующий выполнение каждого вида работ по капитальному ремонту. Иначе во многих случаях не ясно, можно ли говорить, к примеру, о капитальном ремонте крыши, если не менялись старые стропила. Не понятно, какую технологию («теплый шов», «плотный шов») следует применять в различных домах для обеспечения теплоизоляции. Эти сведения можно найти в СНиПах, но они не являются обязательным нормативным документом для организаций, выполняющих капитальный ремонт.

Острой проблемой остается двойное начисление платы за твердые коммунальные отходы собственникам пустующих квартир и жилых домов. Необходимо вносить изменения в действующее законодательство, чтобы исключить несправедливые начисления. Также отмечается, что в течение 2022 года в Ижевске необходимо подготовиться к внедрению нового способа оплаты за отопление в отопительный период, провести инвентаризацию приборов учета тепловой энергии и площадей жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

Вопросы жилищного надзора

Присутствовавшие обсудили проблемы, которые выявляются в рамках надзора в сфере ЖКХ. Так, участники отметили, что увеличилось количество обращений в надзорные органы, при этом больше стало анонимных и безосновательных обращений, на которые также необходимо давать письменные ответы. Было отмечено, что остается слабой информационная открытость организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Особенно это касается недобросовестных ТСЖ, в которых не раскрывается отчетность, жители не могут получить необходимую информацию. Наиболее часто от жителей скрывают реестр членов ТСЖ, сметы доходов и расходов, отчеты об исполнении указанных смет, заключения ревизионной комиссии. Также было отмечено, что отсутствует обмен информацией между органами власти и управляющими компаниями и ТСЖ. Так, Управление Росреестра УР, ресурсонабжающие, управляющие организации, ТСЖ, хотя и вносят в ГИС ЖКХ сведения о гражданах, но не могут обмениваться этими данными друг с другом, так как не видят их. В ГИС ЖКХ информация не актуализируется еще и потому, что бюро технической инвентаризации, кадастровые инженеры не имеют обязанностей размещать в ней актуальную информацию о площади квартир и мест общего пользования.

Ольга Симакова, заместитель начальника Жилищной инспекции – заместитель Главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики, сообщила, что Жилищной инспекцией в 2021 году была проведена 1451 проверка в отношении ресурсоснабжающих, управляющих организаций и ТСЖ, в 80% случаев выявлены нарушения.

ТСЖ нарушали порядок формирования фонда капремонта, допускали нецелевое расходование денежных средств со спецсчета, списывая их на оплату по диагностике газового оборудования. При формировании фонда капремонта не передавалась документация вновь избранному владельцу спецсчета, предыдущий владелец не перечислял средства на вновь открытый счет. Типовые нарушения касались обязательных требований по ГИС ЖКХ. Так, в системе отсутствуют платежные документы, технические характеристики квартир и другая информация. Несвоевременно размещаются протоколы общих собраний собственников, отчеты УК по договорам управления многоквартирным домом, информация о состоянии расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснажающими организациями по договорам на поставку ресурсов. При размещении договоров и протоколов отсутствуют приложения к ним, сведения о составе общего имущества.

Как подчеркнула Ольга Симакова, больше всего обращений граждан поступает по поводу информирования граждан со стороны УК и ТСЖ. Управляющие организации должны размещать информацию, в том числе отчеты, в ГИС ЖКХ, предоставлять ее по запросам жителей. «По итогам проверок только в части раскрытия информации у нас составлено порядка 210 протоколов на общую сумму чуть больше миллиона рублей, – сказала она. – Пожалуйста, будьте внимательны, не допускайте нарушений».

 

Оксана Веретенникова, заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, рассказала об основных проблемных вопросах и нарушениях прав граждан в сфере ЖКХ за 2021 год и результатах контрольно-надзорной деятельности Управления ЖКХ Администрации города Ижевска.

Для справки: количество поступивших обращений граждан – 4577 (в 2020 году – 3318). Из них 1556 связаны с определением размера и внесением платы за услуги ЖКХ, 1013 – с содержанием и использованием общего имущества многоквартирного дома, с 885 – с соблюдением требований и предоставлением коммунальных услуг, 883 – с нарушением правил осуществления деятельности по управлению домами, 240 – с содержанием жилых помещений, перепланировкой и переустройством помещений в МКД.  Проведено 3523 внеплановых проверки, выявлено 776 нарушений требований жилищного законодательства.

По ее словам, значительная часть жалоб, касающихся вопросов эксплуатации, ремонта и обслуживания жилищного фонда, а также начисления платы за услуги ЖКХ, вызвана низкой правовой грамотностью населения. Так, поступает много обращений с вопросами «на что идут наши деньги», «почему никто не проводит общее собрание», «не решается вопрос о ремонте дома». Гражданам приходится объяснять, что именно от их позиции во многом зависит решение вопросов управления домом, его обслуживания и ремонта. Они должны активно участвовать в управлении общим имуществом многоквартирного дома, в контроле над этой деятельностью.

Немало обращений жителей в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска связано с обслуживанием в филиалах АО «ЭнергосбыТ Плюс». Граждане жалуются на отсутствие возможности дозвониться, передать корректные показания индивидуальных приборов учета, а также на неуважительное отношение сотрудников офиса организации.

Грубые нарушения

Комментируя итоги дискуссионной площадки, Александр Евсеев отметил, что в целом представители сферы ЖКХ справляются со своими обязательствами, стараются выстраивать конструктивные договорные отношения с собственниками и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Выявляемые нарушения в абсолютном большинстве своем устраняются после выданных предписаний.

Однако в течение 2021 года 11 управляющих компаний допускали грубые нарушения лицензионных требований, за что были привлечены к административной ответственности. Это ООО «Городская управляющая компания» (7 административных дел), ООО «Управление жилищным комплексом – Заречный», ООО «Управляющая компания «Богатыри», ООО Управляющая компания «Многоквартирные дома», ООО «Управляющая компания «Квартал» – по 2 дела, МУП ЖКХ «Коммунсервис» г. Воткинска, ООО Расчетный центр «ИУЖФ», ООО «Управляющая компания «Жилищно-ремонтное предприятие-Мастер», ООО «Управляющая компания «Капитальное решение», ООО «Управляющая компания «Монолит», ООО «Управляющая компания «Родник» – по 1 административному делу.

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

— нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан

— непроведение гидравлических испытаний, регулировки системы отопления,

— задолженность перед ресурсоснабжающей организацией, превышающая 2 среднемесячные величины,

— непередача технической документации многоквартирного дома вновь выбранной управляющей организации.

«Допускать грубые нарушения лицензионных требований непозволительно», – считает Александр Евсеев. – Такие злоупотребления должны выявляться и немедленно пресекаться, вплоть до исключения домов из лицензии, чтобы подобные нарушения не повторялись в будущем».

В резолюцию Круглого стола будут внесены предложения в адрес органов власти и рекомендации по изменениям в законодательство для решения этих и других проблем.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Объединение советов домов

Общественная организация потребителей услуг ЖКХ

Объединение советов домов Удмуртии - всё о ЖКХ для жителей
Что исправить в ЖКХ?
Штрафы за помехи проверкам