На собрании, приуроченном ко Всемирному дню защиты прав потребителей, жилищные активисты Удмуртии имели возможность задать вопросы экспертам.
На собрании, приуроченном ко Всемирному дню защиты прав потребителей, жилищные активисты Удмуртии имели возможность задать вопросы экспертам из Управления Роспотребнадзора по УР и Госжилинспекции УР.
«Собрание 16 марта прошло с аншлагом, в зале не осталось свободных мест – это показатель того, что у жителей растет интерес к защите своих прав и к самостоятельному подходу к решению общедомовых жилищно-коммунальных проблем, – рассказал Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». Он отметил возросший уровень грамотности вопросов – это говорит о том, что Федеральный проект «Школа грамотного потребителя» не зря работает в Удмуртии. В Школе обучились уже большинство членов Объединения советов домов УР.
Начальник Госжилинспекции УР Марат Исмагилов рассказал на собрании о взаимоотношениях потребителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций – исполнителей коммунальных услуг. (Подробнее об этом – в следующем релизе).
Татьяна Камашева, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора УР, выступила с разъяснениями полномочий своего ведомства в сфере ЖКХ. В отношении управляющих организаций это проведение проверок и привлечение к административной ответственности тех, кто допустил нарушения прав потребителей на получение информации о жилищно-коммунальных услугах и их безопасности.
Подробнее она остановилась на договоре управления многоквартирным домом (ч.3. ст. 162). Управляющие организации допускают такое нарушение, как отсутствие в договоре такой необходимой информации, как: перечисление состава общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление, перечни работ и коммунальных услуг, которые будут оказываться, порядок определения их стоимости, осуществление контроля и др. Согласно п. 19 и п.31 (п) Правил предоставления коммунальных услуг №354, управляющие компании, оказывающие коммунальные услуги, обязаны печатать эту информацию не только в договоре управления МКД, но и размещать на стендах в каждом подъезде дома и в помещении исполнителя услуг.
Если в договоры управления включены условия, ущемляющие права потребителя, Татьяна Камашева порекомендовала обращаться в Управление Роспотребнадзора с просьбой провести проверку. Если договор заключен в течение года, то возможно будет привлечь компанию-нарушителя к административной ответственности, согласно Закону о защите прав потребителей. Если же договор заключен раньше, чем год назад, то отменить нежелательные условия можно на общем собрании собственников помещений, на котором на голосование следует вынести вопрос о принятии нового договора или дополнения к нему, условия которого должны быть заранее согласованы с управляющей организацией.
Для справки
По статистике Управления Роспотребнадзора по УР, в прошлом году было присуждено в пользу потребителей более 29 тысяч рублей, в том числе 8 700 – как компенсация морального вреда. Сумма штрафов на «ЭнергосбыТ Плюс» по 15-ти вынесенным постановлениям (статьи 14.7 и 14.8 Жилищного кодекса РФ) составила 57 тысяч рублей. На ОАО «УКС» было наложено штрафов на сумму 95 тысяч рублей по 6-ти постановлениям (статьи 6.3. и 6.5 – «санитарное законодательство», 14.7 и 14.8 – «законодательство о защите прав потребителей»).
В ответе на вопрос об основаниях для перерасчета платы за коммунальные услуги Татьяна Камашева пояснила, что такие основания перечислены в Правилах предоставления коммунальных услуг №354. Например, предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и др. Основание для проведения перерасчета должно быть указано в платежном документе, отсутствие в платежке этой информации – тоже нарушение.
Многих присутствовавших интересовало, какие нарушения качества предоставления коммунальных услуг может проверить Роспотребнадзор. Татьяна Камашева сослалась на Правила предоставлениях коммунальных услуг №354, в которых предусмотрены критерии качества коммунальных услуг (Приложение №1 к Правилам). «В полномочия Роспотребнадзора входит проверка предоставляемых услуг санитарным правилам и нормам. Чаще всего это проверки качества холодной и горячей воды на наличие лишних примесей и веществ, концентрация которых в водопроводной воде не должна превышать нормы, установленные в законодательстве. Проверки на наличие допустимых перерывов в предоставлении коммунальных услуг, иные показатели качества коммунальных услуг – это полномочия органов госжилнадзора», — сказала она.
Участники собрания задавали также вопросы о сроках доставки платежных документов по предоставлению коммунальных услуг и многие другие, и получили квалифицированные ответы. Общение продолжилось после собрания, когда жилищные активисты смогли задать представителям Госжилинспекции УР и Роспотребнадзора по УР вопросы, касающиеся конкретной ситуации в их домах.
Горячая линия Управления Роспотребнадзора по УР: 66-16-16. Общественная приемная работает по четвергам с 14-00 до 17-00 по адресу: Ижевск, ул.Ленина, 106. Горячая линия Объединения советов домов УР: 97-07-93.
21 марта 2016