Потребители и монополисты

Представители Объединения советов домов УР вошли в межотраслевой совет потребителей.

Представители Объединения советов домов УР вошли в состав межотраслевого совета потребителей, который будет контролировать деятельность субъектов естественных монополий, включая тарифообразование.

12 ноября в Удмуртии состоялось первое заседание Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Удмуртской Республики. На нем были избраны руководители и секретарь Совета.

Участники Совета будут способствовать тому, чтобы устанавливаемые тарифы (цены) соответствовали качеству услуг, чтобы создавались условия, при которых субъекту естественной монополии выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.

Участники Совета будут включены в состав рабочих групп, советов при органах исполнительной власти УР, чтобы представлять в них позиции Совета по инвестиционным программам субъектов естественных монополий, проектам тарифных решений. Обсуждение проекта Соглашения о взаимодействии между Советом и субъектами естественных монополий, утверждение формы Соглашения. Иные организационные вопросы.

Между Межотраслевым советом потребителей и каждым субъектом естественной монополии будет заключено Соглашение о взаимодействии. Его цель – достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности товаров и услуг для жителей Удмуртской Республики и их надлежащего качества.

Председателем первого состава Совета стала Светлана Ивановна Андреева – председатель комитета по местному самоуправлению и жилищной политике Общественной палаты Удмуртской Республики, заместителем председателя – Виктор Николаевич Любимов – член Общественной палаты Удмуртской Республики, заместитель генерального директора Удмуртской торгово-промышленной палаты по работе членами Палаты связям общественностью.  Секретарем избран Марат Исмагилов – председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики».

Комментарий Марата Исмагилова:

—     На первом собрании Совета обсуждались не только организационные вопросы. Также была поднята тема, волнующая сегодня жителей Удмуртии, — правильность начисления платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду был введен в Удмуртии 1 января 2014 года. Он складывается из стоимости холодной воды и стоимости тепловой энергии, необходимой для нагрева холодной воды. В целях регулирования платы принято Постановление Правительства УР, определяющее предельный коэффициент тепловой энергии, необходимой для нагрева воды.

        Сегодня   в некоторых домах возникает неурегулированность отношений по применению порядка расчетов между поставщиками ресурса и исполнителями коммунальных услуг (УК и ТСЖ), отраженная в договорах и дополнительных соглашениях к нему. Неурегулированность   возникает также при учете и передаче показаний общедомовых приборов учета. В таких ситуациях не должны пострадать потребители, поэтому в каждом случае мы готовы разбираться.

     Общественный совет предлагает жильцам многоквартирных домов и председателям советов домов и правлений ТСЖ консультационную помощь в этом вопросе.

    С просьбой разобраться в ситуации с конкретным домом и дать рекомендации можно обращаться к секретарю Совета Марату Исмагилову, а также в Общественную организацию потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» по телефону 8-912-747-79-99.

По словам Марата Исмагилова, рекомендации для разных домов могут быть разными.  «Мы готовы разобраться в каждой ситуации, в каждом доме она индивидуальна и зависит от особенностей заключенного с поставщиками договора, наличия или отсутствия приборов учета. Ни одного случая увеличения платежа мы не оставим без внимания», — сказал Марат Исмагилов.

О создании Совета

12 августа 2014 года Александр Соловьев,  Глава Удмуртской Республики, подписал Указ об образовании межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Удмуртской Республики. Этим же документом были утверждены положение и состав совета.

(Примечание: полное название документа «Указ от 12 августа 2014 года № 249 о межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Удмуртской Республики»). Указ вступил в силу со дня его подписания, и.о. Главы Удмуртской Республики 12 августа 2014 года.

Совет собирается для того, чтобы вести общественный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий и учитывать мнение потребителей при принятии решений об установлении новых тарифов на товары и услуги.

Как говорится в Положении о совете, под субъектами естественных монополий понимаются хозяйствующие субъекты, занятые производством и реализацией в Удмуртской Республике:

— услуг по передаче электрической энергии, тепловой энергии, водоснабжению, водоотведению, использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, транспортировке газа по трубопроводам, нефти (или) нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,

—  услуг аэропортов, портов транспортных терминалов,

— услуг общедоступной почтовой связи, электросвязи, также осуществляющие железнодорожные перевозки, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Федеральная служба по тарифам Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (далее — РЭК Удмуртской Республики).

Субъект естественной монополии – это организация, владеющая сетями и поставляет коммунальные услуги – электричество, воду, газ, отопление.  Она не обязательно входит в один из реестров, которые составляет Федеральная служба по тарифам РФ.   Конечное решение о том, является ли она естественной монополией, принимает правоприменительный орган.   РЭК УР подчеркивает, что основной критерий отнесения организации к этой категории субъектов – может ли управляющая организация или собственник, потребляющие ресурс, который поставляет организация, выбрать другого поставщика. Если альтернативы нет, то компания-поставщик является субъектом естественной монополии.  Вопросами ценообразования на товары естественных монополий занимается Региональная энергетическая комиссия УР.

СЕМы Удмуртии

 Основные субъекты естественных монополий Удмуртии, согласно Федеральной службе по тарифам РФ (http://www.fstrf.ru/about/activity/reestrГАЗ):
ОАО «Удмуртгаз»,  ООО «Удмуртэнергонефть», ОАО «Ижевские электрические сети», ОАО «Ижмаш», ОАО «Редуктор»,  ОАО «Чепецкий механический завод», ООО «Удмуртские коммунальные сети», МУП г. Ижевска «Ижводоканал».
(Полный список субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль см . ниже в ПРИЛОЖЕНИИ).

Цели Совета

 Участники Совета будут доводить до сведения РЭК Удмуртской Республики и до субъектов естественных монополий позиции позицию потребителей и способствовать достижению баланса   интересов обеих сторон.

Также они будут участвовать в:

—  разработке и обсуждении проектов стратегических документов, нормативно-правовых актов Удмуртской Республики по вопросам формирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

— подготовке заключений на проекты инвестиционных программ  с учетом интересов потребителей и общественного обсуждения;

— осуществлении общественного контроля, формирования и реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

— осуществлении общественного контроля тарифного регулирования субъектов естественных монополий;

— обеспечении взаимодействия потребителей с РЭК Удмуртской Республики, субъектами естественных монополий и исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики.

Совет вправе:

— при проведении анализа, мониторинга и оценки эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий знакомиться с полным объемом информации, относящейся к рассматриваемой инвестиционной программе, а также разработке и утверждению тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

— знакомиться с отчетами об этапах реализации инвестиционных программ и оценке эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, включая прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозы социально-экономического развития Удмуртской Республики, схемами территориального планирования, стратегиями развития, результатами независимых экспертиз;

— запрашивать у исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

— взаимодействовать с общественными и экспертными советами при исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики и субъектах естественных монополий, советами потребителей, в том числе участвовать в их заседаниях;

— заключать с субъектами естественных монополий соглашения о взаимодействии.

Согласно Положению, заседания Совета проводятся не реже одного раза в полугодие и внеочередные — по мере необходимости. Ежегодно до 1 февраля на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики будут публиковаться отчеты о результатах работы Совета за прошедший год.

 Члены Совета имеют право участвовать на заседаниях Правления РЭК Удмуртской Республики, знакомиться с материалами, внесенными в повестку заседания Правления РЭК Удмуртской Республики, и представлять мнение по рассматриваемым вопросам.

В первый состав межотраслевого Совета потребителей вошли представители Государственного Совета УР, Общественной палаты УР, Администрации города Ижевска, Администрации Завьяловского района, Ассоциации легкой промышленности УР, Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии, Удмуртской торгово-промышленной палаты, Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Объединения советов домов УР, АНО «Центр юридической и экономической помощи», Воткинской городской ассоциации собственников жилья, Комитета по защите гражданских прав, Гуманитарно-юридического лицея № 86, дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 192».

Первоочередная задача — тарифообразование

      Основной задачей участников Общественного совета станет решение вопроса об обоснованности тарифов, обсуждение факторов тарифообразования.

 «Сегодня мы не можем утверждать, действительно ли тарифы слишком высокие, потому что принципы их образования остаются непонятными, чтобы оценить объективно, нужно пересмотреть и изучить очень много документов, — сказал участник Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Удмуртской Республики Александр Евсеев.-  Нужно понять, куда тратятся денежные средства, которые закладываются в тариф, идут ли они на прибыль или покрывают какие-то расходы, о которых тоже надо выяснить, как они возникают».

В принципе, организации действуют согласно законодательству о раскрытии информации (Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии») и размещают сведения на своих сайтах. И в настоящее время общественные организации могут обратиться в РЭК УР, чтобы ознакомиться с документами. Но, так как это очень большие массивы информации, в виде таблиц, то, чтобы в них разобраться, нужно специальное образование, практический опыт, и каждый раз это потребует очень много времени.

 Одно из пожеланий общественников – чтобы информация выдавалась организациями в более доступной для конечного потребителя форме. Например, в виде таблицы, из которой было бы понятно, каким образом складывается цена ресурса.  К ней должны прилагаться документы, обосновывающие и подтверждающие все цифры.

 Цена ресурса, например, горячей воды, складывается из многих показателей: расходы на заработную плату сотрудников, стоимость холодной воды, газа или электроэнергии, потребляемых при производстве горячей воды и при доведении ее до потребителя, эксплуатационные расходы на содержание сетей, инвестиционная составляющая, и другие. Денежные средства в тарифе закладываются на проведение работ по капремонту или замене частей системы, по которой вода поступает к потребителям. Сейчас трудно сказать, какая часть тарифа является инвестиционной, а было бы важно вычислить, сколько рублей на кубический метр воды выделяется сейчас и могло бы выделяться на проведение капремонта и замене аварийных труб.

По словам Александра Евсеева, председателя комитета Молодежного парламента при Госсовете УР по строительству, ЖКХ и архитектуре, руководителя АНО «Центр юридической и экономической помощи», в Центр экономической и юридической помощи иногда поступают жалобы на монополистов. В частности, на поставщиков энергоресурсов. В РЭК УР также рассматривалось обращение граждан по поводу установления тарифа на горячую воду. Точнее —  единого тарифа на сетях, которые не являются магистральными и расположены на ветке, идущей непосредственно от ТЭЦ. Размер этого тарифа ниже, так как он не включает в себя расходы на транспортировку энергоносителя к ЦТП и обслуживание сетей. Был задан вопрос, обоснованно ли затраты на содержание сетей делятся на все категории населения – на потребителей, проживающих в домах, подцепленных к магистральным трубопроводам, в домах, получающих централизованное тепло и водоснабжение от ЦТП, а также в домах с индивидуальными тепловыми пунктами.

По словам общественников, пока не понятно, какими законами может регулироваться общественный контроль за субъектами естественных монополий. Так, общественники, согласно новому Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», могут контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также «иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».

Некоторые субъекты естественных монополий подпадают под эти определения, так как являются муниципальными организациями (например, МУП «Водоканал») или осуществляют публичные полномочия (например, ). Другие же, получается, не могут быть объектами общественного контроля.

 «Действительно, закон об основах общественного контроля не распространяет свое действие на частные организации. Однако это не означает, что субъекты естественных монополий не могут контролироваться общественниками, — отметил Александр Евсеев. —    Имеется еще такой нормативно-правовой акт, как Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей (Распоряжение Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. №1689-р).
Поэтому  разграничение на государственные/муниципальные организации и иные организации не имеет особой важности. Если они являются субъектами естественных монополий, то   подлежат общественному контролю.

Для справки

Особенности субъектов естественной монополии  

Источник: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях».

Естественная монополия занимает   привилегированное положение на рынке и имеет такие особенности, как:  крайне дорогое производство, единоличное обладание необходимыми ресурсами, исключительными технологиями, производительными мощностями, огромными инфраструктурами, повторное создание которых экономически невыгодно (теплосети, электросети, железные дороги).

Субъект естественной монополии занят производством  и реализацией  товаров на рынке, на котором удовлетворение спроса  эффективнее в отсутствие конкуренции по следующим причинам:

—  его производственные издержки на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объемов производства;

— его товары нельзя заменить другими товарами в потреблении.  Спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Сферы, в которых существуют естественные монополии в России:
— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам ;
— транспортировка газа по трубопроводам;
— железнодорожные перевозки;
— услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
— услуги по передаче электрической энергии;
— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
— услуги по передаче тепловой энергии;
— услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей ;
— захоронение радиоактивных отходов;
— водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, — — систем коммунальной инфраструктуры;
— ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Полный список субъектов естественных монополий Удмуртской Республики, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

(Данные из реестров Федеральной службы по тарифам РФ http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr)

Реестр в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры:

ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»; ОАО «Оборонэнергосбыт»  (гарантирующие поставщики электрической энергии).

 Реестр   в топливно-энергетическом комплексе. Транспортировка газа по трубопроводам:

ОАО “Удмуртгаз”, ООО «Удмуртэнергонефть»;

 Реестр   в топливно-энергетическом комплексе. Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:

Организаций Удмуртской Республики в реестре нет.

Реестр   в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры:

МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова» МО «Город Глазов».

Реестр   в области связи:

ОАО «Увадрев-Холдинг», ФГУП «Воткинский завод». ОАО «Удмуртэнерго».

 Реестр   на транспорте:

Услуги аэропортов: ОАО «Ижавиа»,

Услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей: ОАО «Порт Камбарка».

Реестр   в топливно-энергетическом комплексе. Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии:

Ижевские электрические сети; МУП «Горэлектросети», г.Сарапул; МУП «Коммунальные тепловые сети»; МУП «Воткинские городские электрические сети» (МУП «ВГЭС»); МП «Коммунальные электрические сети»; МУП ЖКХ (бывш. Можгинское МУП ЖКХ  г. Можга); Камбарское МПП ЖКХ; Красногорское МПП ЖКХ; Можгинское РУМП ЖКХ (п.Пычас); Малопургинское МПП ЖКХ; МУП ЖКХ «Увинское»; Кезское МУП ЖКХ; Кизнерское МПП ЖКХ; МУП «Игринское ПП ЖКХ»; Ярское МПП ЖКХ; Балезинское МП «Энергетик»; Производственное предприятие ЖКХ; Каракулинское МПП ЖКХ; ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» бывшее (ФГУП «Ижевский электромеханический завод «Купол»); ОАО «Ижмаш»; Ижевский завод ячеистого бетона; ОАО  Ижевский мясокомбинат «Имко»; ОАО «Редуктор»; АО «Ижевский завод пластмасс»; ОАО «Тепличный комбинат «Завьяловский»; Управление строительства №17; Управление строительства №18; ОАО «Ижевский Литейный завод»; АО «СМУ-8» ВГЭСстрой; ТПО ЖКХ Удмуртской Республики; ЗАО «Микси»; Комбинат «Горизонт» Госкомрезерва; ОАО «Элеконт»; ОАО «Сарапульский кожевенный комбинат»; ОАО «Сарапульский радиозавод- Холдинг»; ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод»; ОАО «Камбарский завод газового оборудования»; ТОО «Шольинский леспромхоз»; ОАО  «Порт Камбарка»; Сарапульское ГУДП (ДРСУ 4); Камский ремзавод; ОАО  «Порт Сарапул» ОАО «УЗСМ»; Глазовский комбикормовый завод; ОАО «Воткинский завод радиотехнологического оснащения»; ГПО «Воткинский завод»; Филиал ОАО «Спецгазавтотранс» Воткинский завод газовой аппаратуры; ОАО  «Камский завод ЖбиК»; МП льнозавод «Можгинский»; ОАО  «Конус»; Торфопредприятие «Увинское»; Торфопредприятие «Вишур»; ОАО  «Какможский  леспромхоз»; Торфопредприятие «Нюрдор-Котья»; Селтинский льнозавод; ОАО «Сюрекский леспромхоз»; ОАО «Лоза»; ОАО «Факел»; ОАО «Игра-молоко»; ООО «Як-Бодья хлебокомбинат»; ООО «Як-Бодьинский лесхоз»; Муниципальный завод «Зуринский»; ЗАО «Удмурдский Энергетический Торговый Дом»; ООО Компания по сбыту электроэнергии «Прометей-1»; Унитарное муниципальное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление»; МУП «Глазовские теплосети»; ОАО «Энергетический комплекс»; ООО «Удмуртэнергонефть»; ООО Торговый Дом «Завьяловский»; ОАО «Ижмашэнерго»; ООО «Электрические сети Удмуртии» (ранее ООО «Удмуртская управляющая компания»  (ООО «УУК»); ЗАО «Ижевский опытно-механический завод»; ОАО «Чепецкий механический завод».

 

13 ноября 2014

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Объединение советов домов

Общественная организация потребителей услуг ЖКХ

Объединение советов домов Удмуртии - всё о ЖКХ для жителей
Потребители и монополисты
19 ижевских УК получили оценку