24 ноября 2014 года в Ижевске официально началась работа Федерального проекта «Школа грамотного потребителя».
24 ноября 2014 года в Ижевске официально началась работа Федерального проекта «Школа грамотного потребителя», реализация которого поручена Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым Минстрою России и Партии «Единая Россия».
В Удмуртии соруководителями Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» являются Иван Маринин – и.о. министра энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР, Валерий Бузилов – председатель Постоянной комиссии Государственного совета УР по экономической политике, промышленности и инвестициям, координатор партийного проекта «Управдом» в Удмуртском региональном отделении ВПП «Единая Россия», а также Марат Исмагилов – председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», ответственный секретарь Экспертного совета Федерального проекта «Школа грамотного потребителя».
Как сказал на открытии «Школы грамотного потребителя» в Ижевске Иван Маринин, в Удмуртии и сейчас есть большое количество граждан, неравнодушных к тому, какова ситуация в ЖКХ. «Наша задача, которую мы решаем вместе с общественным организациями, состоит в том, чтобы такие активисты появились в каждом доме – а их в республике более 7 тысяч», — добавил он. Иван Маринин также отметил, что со следующего года общественникам будет дано право предоставлять информацию в органы лицензирования об их управляющих компаниях, решать, достойна ли их УК оставаться на рынке управления многоквартирными домами, или нет.
Со своей стороны, Валерий Бузилов пожелал управляющим компаниям больше взаимодействовать с активистами, грамотными в вопросах ЖКХ людьми. «Мы общались с руководителями управляющих компаний, и все они выразили заинтересованность в том, чтобы потребители стали более квалифицированными. После того как жильцы пройдут обучение, мы уверены, им станет проще решать с УК вопросы по исполнению договора управления многоквартирным домом», — сказал он. — Жителей и УК нельзя противопоставлять, это одна большая семья, а, значит, и все проблемы они должны решать вместе, основываясь на законе». По его словам, обучившись основам жилищного законодательства, граждане смогут более эффективно решать часть проблем, обращаясь в Госжилинспекцию, прокуратуру, полицию, более ответственно подходить к своим обязанностям перед управляющими организациями.
Он также сообщил, что в настоящее время в Госсовете УР идет обсуждение проекта, в частности, решается вопрос о его финансировании. Он выразил надежду, что проект принесет большую пользу, и подчеркнул роль Партии «Единая Россия». «Там, где работает Партия, хоть и не всегда все гладко получается, но мы отличаемся тем, что часто делаем первые шаги, становимся первооткрывателями новых направлений, как это происходит и с обучающим проектом в сфере ЖКХ «Школа грамотного потребителя», — сказал он.
Марат Исмагилов напомнил, что каждый этап реализации проекта отслеживается федерацией. «Проект находится на контроле непосредственно у Председателя Правительства России Дмитрия Медведева. Ежеквартально мы сдаем отчеты о том, сколько людей прошло обучение. Передовые моменты проекта будут транслироваться на другие регионы страны. Тем более, что Ижевск, Удмуртия всегда были на хорошем счету по развитию сферы ЖКХ», — рассказал Марат Исмагилов.
Перед республикой стоит задача направить консолидированные силы на просвещение всех граждан по вопросам ЖКХ. Прежде всего, это жители городов, проживающие в многоквартирных домах. Однако проект охватит также и жителей сельских населенных пунктов, где есть такие дома. Марат Исмагилов призвал депутатов сельских районов включиться в реализацию проекта, оповестить о нем жителей, способствовать тому, чтобы организовать обучение, найти помещения, в которых можно было бы проводить занятия «Школы грамотного потребителя».
В столице Удмуртии на базе Республиканского центра дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 23а) будет учиться основная часть обучающихся. Сформировано уже 6 групп, в каждую из которых входит 50 человек. В следующем году предполагается еще более массовый охват жителей Удмуртии – примерно 5-7 тысяч человек. Те, кто хочет прийти на курсы, должны быть готовы посвятить свое время учебе, выделить 20 часов (10 занятий по 2 часа каждое), а затем, по желанию, пройти тестирование и устную часть экзамена.
Начинать с дошкольников
Федеральный проект «Школа грамотного потребителя» в Удмуртии должен охватить все категории потребителей жилищно-коммунальных услуг – дошкольников, школьников, студентов, собственников помещений в многоквартирных домах и жилищных активистов – председателей Советов домов и Правлений ТСЖ. По программе «Школы грамотного потребителя» в этом году активно идет обучение студентов через вузовские Штабы ЖКХ.
С 2015 года планируется начать работу с учащимися школ и с дошкольниками. Для первых она пройдет в формате жилищных уроков, по договоренности с Управлением по делам образования, с руководством школ, а для вторых – в виде тематических занятий.
На жилищных уроках школьники узнают, как беречь ресурсы в своей квартире, что такое подъезд, крыша, коммуникации, как коммунальный ресурс приходит и уходит из дома. Для детсадов будут выпущены раскраски, детские книжки, из которых дети будут получать знания о том, что такое квартира, откуда берется свет, вода, тепло, что значит быть собственником, хозяином.
В настоящее время продолжается набор групп на следующий год для председателей и членов Советов домов и Правлений Товариществ собственников жилья и для начинающих жилищных общественников – собственников, которым интересно разобраться в вопросах ЖКХ, получить необходимые знания, стать грамотными потребителями и, возможно, в дальнейшем заняться активной деятельностью по улучшению ситуации в хозяйстве своего многоквартирного дома.
На бесплатное обучение в Школу грамотного потребителя приглашаются все желающие. Записаться можно по телефону 47-99-47.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 8-912-055-01-11.
ПРИЛОЖЕНИЯ
О проекте «Школа грамотного потребителя»
6 июня 2014 года во Всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество» в городе Челябинске, организованном партией «Единая Россия», приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис, заместители Председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев и Александр Сидякин, а также многие эксперты, имеющие отношение к разработке новых законов в этой сфере. В итоговую Резолюцию Всероссийского форума «ЖКХ-новое качество» вошла рекомендация региональным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», совместно с ее фракциями в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечить принятие необходимых нормативных правовых документов с учетом рекомендаций Форума.
Исполняя пункты Резолюции, министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации совместно с Партией «Единая Россия», органами государственной власти и местного самоуправления в настоящее время запускает проект «Школа грамотного потребителя». Определены требования к программе обучения, разработаны методические материалы и меры по стимулированию работы таких школ в регионах России.
Цели проекта:
- Повышение информированности граждан об основных направлениях государственной жилищной политики.
- Повышение грамотности граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
- Воспитание грамотных и ответственных собственников жилых помещений.
Задачи проекта «Школа грамотного потребителя»:
— разработка программы обучения граждан по актуальным вопросам жилищного законодательства Российской Федерации, правилам эксплуатации жилищного фонда, комплексу предоставляемых жилищно -коммунальных услуг, расчетам между поставщиками коммунальных ресурсов, управляющими компаниями и населением, особенностям правового регулирования в сфере ЖКХ;
— разработка мер стимулирования запуска работы «Школ грамотного потребителя» в субъектах Российской Федерации.
Рабочую группу по реализации общероссийского проекта «Школа грамотного потребителя» возглавили Андрей Чибис – заместитель министра строительства и ЖКХ — Главный государственный жилищный инспектор, и Александр Сидякин – заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ.
7 октября 2014 года в здании Государственной Думы Российской Федерации прошло первое заседание Экспертного совета Федерального проекта «Школа грамотного потребителя». На нем был утвержден состав совета, в который вошли более сорока профессионалов, экспертов в вопросах ЖКХ.
Члены Экспертного совета обсудили меры по разработке и совершенствованию информационно-методических материалов. В результате были приняты рекомендации по выделению следующих пяти целевых групп проекта: дошкольники, школьники, студенты, активные потребители и пассивные потребители. Для обучения каждой из них будут подготовлены специальные методики, печатные и электронные материалы (пособия, учебники, справочники и прочее).
На заседании были также избраны:
— председатель Экспертного совета – им стал Павел Качкаев, координатор партийного проекта «Управдом» партии «Единая Россия», зампредседателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ,
— ответственный секретарь Экспертного совета – Марат Исмагилов, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», эксперт по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ,
— научные руководители Экспертного совета – Евгений Богомольный, д.э.н, к.т.н., профессор, заведующий Кафедрой управления недвижимостью и проблем землепользования Факультета управления недвижимостью Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Елена Шомина, д.п.н, к.и.н, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Евгений Богомольный сказал, что при разработке методик обучения «Школы грамотного потребителя» следует обратиться к опыту Общества «Знание». В советские времена его активисты действовали по месту жительства и им удавалось собирать разные аудитории – студенчество, пенсионеров и другие. Также будет использован опыт партийного проекта «Управдом», опыт жилищного образования в школах, который есть уже у некоторых регионов. «Надо все обобщить и постараться сделать продукт, который будет востребован нашим обществом», – подчеркнул он.
Эксперты отметили, что обладать знаниями в сфере ЖКХ должны все граждане, потому что они являются потребителями этих услуг. «Перед нами стоит задача охватить все категории населения в России и подать им информацию в доступной и современной форме. В итоге люди должны научиться разбираться в вопросах ЖКХ, получив базовые знания и вооружившись алгоритмами действий для решения тех или иных проблем», – отметил Марат Исмагилов.
Единая федеральная методология подготовки грамотного потребителя в разных возрастных категориях разрабатывается для того, чтобы, начиная с детства, в стране воспитывались компетентные участники рынка. Собственники и наниматели жилья являются участниками имущественных отношений на рынке ЖКХ. Если потребители будут грамотными, то рынок станет более стабильным и наконец-то начнет подчиняться правилам, которые определяются заказчиками – потребителями услуг через договоры управления многоквартирными домами.
Обучающий курс состоит из занятий на следующие темы:
— Основные участники сферы ЖКХ;
— Общее имущество в многоквартирном доме;
— Собственник — основной участник рынка ЖКХ;
— Общее собрание, совет дома и его председатель:
-Принятие решений, как создать ТСЖ;
-Кому доверить свой дом: УК/ТСЖ;
-Что входит в жилищные и коммунальные услуги;
-Капитальный ремонт многоквартирного дома;
-Способы экономии семейного бюджета;
-Защита прав потребителей;
-Привлечение собственников к участию в судьбе многоквартирного дома.
В помощь обучающимся выпускается методическое пособие следующего содержания:
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Что такое ЖКХ?
Основные участники сферы ЖКХ.
Основные участники сферы ЖКХ.
Кто контролирует ЖКХ?
Какие еще организации интересны активному собственнику или члену Совета МКД?
Жилищные и коммунальные услуги.
Собственник – какие у него права и обязанности?
Общее имущество в многоквартирном доме.
ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ. СОВЕТ МНОГОКВАРТИНОГО ДОМА И ЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.
Что решается на общем собрании собственников помещений?
Как проводится общее собрание собственников помещений?
Решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Голосование на общем собрании собственников.
Можно ли оспорить решения общего собрания?
Заочное голосование: как его провести?
Совет многоквартирного дома.
Председатель совета многоквартирного дома
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ.
Непосредственное управление многоквартирным домом.
Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ).
Как создать ТСЖ?
Органы управления ТСЖ.
Управление управляющей организацией.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
ГЛАВА 4. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ.
Что входит в содержание дома?
Содержание земельного участка многоквартирного дома.
Оплата услуг и работ по содержанию общего имущества.
Как правильно сделать заказ на проведение текущего ремонта?
Невыполнение или ненадлежащее выполнение услуги. На что имеет право потребитель?
Как зафиксировать факт ненадлежащего качества услуг и работ или их выполнение с перерывами, превышающими установленную продолжительность их выполнения?
ГЛАВА 5. КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Виды коммунальных услуг.
Исполнители коммунальных услуг.
Договор предоставления коммунальных услуг.
Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги.
Права и обязанности потребителя.
Тарифы.
Начисление платы за холодную воду, электричество, газ.
Начисление платы за горячую воду.
Начисление платы за водоотведение.
Начисление платы за отопление.
Начисление платы за коммунальные услуги в коммунальной квартире.
Начисление платы за коммунальные услуги при их производстве с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды.
Требования к качеству коммунальных услуг.
Как зафиксировать факт предоставления услуги ненадлежащего качества?
ГЛАВА 6. УЧЕТ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА. СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.
Как ввести счетчик в эксплуатацию?
Что делать, если прибор учета сломался?
Акт фактического проживания и другие меры против недобросовестных жильцов.
Как перерасчитывают плату за коммунальные услуги, если жители квартиры временно отсутствуют?
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
Энергосбережение. Энергосервисные контракты.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
ГЛАВА 7. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ.
Какие работы входят в капремонт?
Региональные программы капремонта.
Как накопить средства на капремонт?
Специальный счет.
Счет регионального оператора – общий котел.
«Общий котел» и спецсчет: за и против.
Как правильно выбрать спецсчет на капремонт.
Проведение капремонта в многоквартирных домах.
Аварийное жилье.
ГЛАВА 8. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Право потребителей на информацию.
Нарушение прав в сфере ЖКХ: как их распознать.
Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права?
Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ.
Судебный порядок урегулирования спора.
ГЛАВА 9. ПРИВЛЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННИКОВ К УЧАСТИЮ В СУДЬБЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА.
Позиция «это не мое дело» и ее последствия.
Эффективное общение на очном собрании собственников.
Варианты выхода из конфликта.
27 ноября 2014